Заметки о Грушинском фестивале
Попасть на Грушинский фестиваль я мечтал
давно. Мне приходилось слышать противоречивые отзывы о самом
грандиозном слете бардов, но для меня «Груша» всегда представлялась чем
то очень значительным и романтичным. Стремиться туда меня принуждало и
еще одно малоприятное обстоятельство: полтора десятка лет назад я уже
купил билет на самарский поезд, собрал рюкзак, но в результате
отправился… охранять воздушное пространство Украины. Год армейской
службы, а также последовавшие за этим другие события привели к тому,
что поездка на фестиваль стала казаться фантастической и несбыточной. Я
уже давно смирился с мыслью, что посетить легендарные поляны на
Мастрюковских озерах мне не суждено. Но в этом года судьба совершила
неожиданный кульбит. Наш дуэт, состоящий из меня и моего друга Михаила
Фурсова, неожиданно включили в состав украинской команды-делегации на
XXXV авторской песни имени Грушина.
Инициатором нашей грушинской эпопеи стал зарождающийся союз украинских
бардов, а непосредственными руководителями экспедиции стали Вадим
Гефтер (Донецк, организатор фестиваля «32 мая»), Игорь Добровольский
(Сумы, организатор сумского фестиваля «Булат») и замечательный автор и
исполнитель Владимир Завгородний.
Дорога наша оказалась непростой. Каждый, кто проводил полтора суток в
автобусе, меня поймет. Добавьте к этому многочасовые ожидания на
таможне… И если бы не безупречная работа команды технического
обеспечения нашей делегации из сумского клуба «Булат», которая нас
поила, кормила и всячески о нас заботилась, нам пришлось бы совсем туго.
Место под лагерь нам выделили рядом с дорогой, прямо на берегу озера
Головного, где плавает знаменитая сцена-гитара. С одной стороны, было
немного неуютно, а с другой – очень удобно: все основные сценические
площадки рядом. К тому же, одной из наших целей было обратить на себя
внимание – и тут наше географическое положение пришлось как нельзя
кстати: желто-голубое знамя делегации и обеденные палатки под цвет
государственного флага просто невозможно было не заметить.
Мы быстро установили лагерь и с головой погрузились в кипящий котел
«Грушинки». На фестивале в этом году (не считая «Гитары») работало
шесть больших сцен, на которых с 12 часов дня до 2 часов ночи выступали
люди практически в режиме нон-стоп. У каждой сцены было свое
символическое название, которое отчасти отражало ее специализацию:
сцена номер один называлась «туристской». Номер два – «сценой
фестивалей». Номер три – «гостевой». Номер четыре – сценой параллельной
программы «Второй канал». Номер пять – «поэтической». Сцена «Чайхана»,
вообще, была безо всякого номера.
Впрочем, названия оказались большей частью условными. На
«туристической» сцене, например, можно было послушать совсем «не
туристического» Андрея Козловского или поэта Игоря Иртеньева, а на
«поэтической» блюзы звучали гораздо чаще, чем собственно стихи.
Известные авторы просто курсировали со сцены на сцену, что было
достаточно удобно: пропустил концерт в одном месте – можешь «поймать»
любимого барда в другом.
Еще было несколько площадок поменьше: минисценки, без особенных
изысков, в виде скамеек, но с микрофонами. Одна из таких минисцен,
Междуречье, приютила «альтернативщиков», которые поют песни, не
вписывающиеся в формат фестиваля. А если к этому прибавить огромное
количество палаточных лагерей со всех концов России и даже из других
стран бывшего СССР, где тоже пели и играли ночи напролет, – можете
представить себе все богатство выбора!
Здесь собрался весь цвет авторской песни. На эстрадах в разное время
пели Александр Дольский, Вадим и Валерий Мищуки, Виктор Луферов,
Анатолий Киреев, Вероника Долина, Дмитрий Богданов, Александр Мирзаян,
Лидия Чебоксарова, Александр Иванов и другие замечательные авторы,
исполнители и творческие коллективы.
С прошлого года Грушинских фестивалей стало два. Организаторы что-то не
поделили между собой, и в результате появилось две «Грушинки»: одна – в
традиционном месте на Мастрюках, другая – в 30 километрах от первой –
на Федоровских лугах (там «Груша» проводилась в начале 70-х). В этом
году велись переговоры по объединению, но безрезультатно. Кто-то видит
в этом проявление кризиса жанра авторской песни и даже предательство
идеалов фестиваля, кто-то, наоборот, считает, что уменьшение
концентрации людей в одном месте – только к лучшему...
Основной конкурс Грушинского фестиваля проходил в четыре тура.
Последний, самый главный, – на знаменитой плавучей сцене в форме гитары
под не менее знаменитой Горой. Наша команда блестяще показала себя в
конкурсе. Двое из семи лауреатов фестиваля – представители нашей
делегации. Это Валерий Марченко из Ровно – в номинации «Автор» и
Руслана Туриянская в номинации «Исполнитель». Кстати, в этом году
Руслана также стала лауреатом VII Международного фестиваля авторской
песни «Петербургский аккорд2008», победить в котором считается не
менее престижным, чем на Грушинском.
Кроме того, украинская команда поваров в составе Оксаны Николаевской
(Сумы) и Владимира Евтушенко (Киев) заняли третье место в кулинарном
конкурсе туристской кухни Бориса Бурды. Если учесть, что первое место
заняла стерляжья уха самарцев, а второе – некий совсем не туристский
деликатес, то «бронзовая медаль» украинского борща, приготовленного
ребятами, выглядит в этой компании очень неплохо.
Павел Гребенюк